8 800 775-72-35 офисы и контакты

Статья в Expert Online: "Пенсионные накопления: когда здравый смысл и точный расчет против пустых обещаний"

/ Архив / Новости / О Фонде

25.05.2015

В очередном выпуске электронного журнала "Expert Online" от 25 мая 2015 в связи с принятием решения Правительством РФ сохранить накопительный компонент, размещена статья с обзором ситуации на рынке негосударственных пенсионных фондов (http://expert.ru/2015/05/25/pensionnyie-nakopleniya-kogda-zdravyij-smyisl-i-tochnyij-raschet-protiv-pustyih-obeschanij/ ), а также комментарий Генерального директора ЗАО "НПФ "Социум" Екатерины Шишкиной.

Предлагаем вашему вниманию полный текст статьи:

Екатерина Шишкина, генеральный директор ЗАО «НПФ «Социум»:

— По оценкам специалистов российского фондового рынка, 2014 год стал самым тяжелым и сложным за всю историю управления пенсионными накоплениями. Сейчас же отрасль получила возможность продолжить формирование средств пенсионных накоплений, которые, в свою очередь, могут и должны быть использованы в качестве инвестиционного ресурса, в чем остро нуждается финансовая система

Правительство Российской Федерации приняло решение сохранить накопительный компонент в системе пенсионного обеспечения граждан: формирование средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования будет продолжено. Решение было принято после длительного обсуждения при участии социального и экономического блоков правительства. Отдельным фронтом выступили представители отрасли при поддержке независимых экспертов и Банка России.

Аргументы обеих сторон были представлены и получили должную оценку, и разбирать каждый базисный пункт риторики социального блока не так интересно, как попытаться оценить последствия уже свершившегося факта.

Для начала давайте определимся, что целью, ради которой осуществляется пенсионное обеспечение, является компенсация утраченного дохода и, как следствие, определенного уровня жизни пенсионера. Эффективная система — та, которая сможет обеспечить достаточный уровень вознаграждения за труд и тот финансовый вклад, который человек внес в ее функционирование. Когда применяется распределительный принцип, поступающие страховые взносы направляются на выплаты нынешним пенсионерам, а фактическое участие человека выражается в условных величинах обязательств, в настоящий момент — в индивидуальных пенсионных коэффициентах («баллах»). Обязательства — вещь хорошая, когда тот, кто эти обязательства на себя берет, способен их выполнить. И главная проблема состоит в том, что выбранное направление по увеличению социальных обязательств плохо согласуется с данными статистики.

Новая пенсионная формула, введенная с 1 января 2014 года, превращает деньги в «баллы», а после, в момент обращения за назначением страховой пенсии, вновь конвертирует в денежные знаки. Главный вопрос, который интересен многим, но на который нет, и, что самое любопытное, в рамках выбранной концепции не должно быть точного ответа: «Сколько будет стоить один “балл” в году, когда лично я выйду на пенсию?».

В законе есть указание на то, что стоимость индивидуального пенсионного коэффициента ежегодно индексируется на уровень роста потребительских цен, а также дополнительно, если доходы, а фактически — поступления в бюджет Пенсионного фонда РФ — позволят. Отметим, что два предыдущих года «моратория» на формирование средств пенсионных накоплений, когда весь объем страховых взносов поступал в распределительную систему и обеспечивал снижение дефицита бюджета ПФР, а значит, и объем трансфертов из федерального бюджета, указывают, что денег в главной пенсионной копилке страны явно не хватает на выплаты текущих пенсий. При этом демографическая ситуация в части соотношения числа работающих граждан и пенсионеров имеет четко выраженную тенденцию к увеличению доли последних при снижении количества лиц, обеспечивающих им выплаты. Следовательно, можно ожидать, что доходы вряд ли смогут покрывать расходную часть бюджета, особенно учитывая солидарное мнение экспертов о сохранении кризисной ситуации в экономике страны.

Учитывая вышеизложенное, особенно интересно узнать: за счет каких источников будет производиться индексация уровня пенсий на постулируемом уровне; что обеспечит рост доходов для выполнения обязательств? Доходы в данном случае подразумевают поступление денег, которые достаточно быстро передаются в руки пенсионеров, и ПФР, по сути, выступает в роли примитивного финансового института — кассы. Формирование объема средств, которые были бы вовлечены в инвестиционную деятельность и приносили бы доход, в рамках распределительной системы не предполагается, а, если возникнет дефицит средств это и вовсе невозможно. Отрицать, что в случае выполнения всех принятых обязательств жизнь граждан будет сносной, нельзя, но поверить в то, что эти обязательства будут выполнены, — трудно.

Доверие граждан — основа, без которой бессмысленно рассуждать об отдаленной перспективе любой финансовой инициативы. Парадокс заключается в том, что наиболее стабильная во времени сфера — пенсионная, где любое решение имеет долгосрочные последствия для всей страны, раз за разом подвергается вмешательствам, продиктованным сиюминутными проблемами. Система, которая инертна по своей природе и ориентирована на долгосрочную перспективу, при подобном обращении не сможет достичь поставленных целей независимо от конфигурации.

Доводы противников пенсионных накоплений в основном базируются на претензиях к сохранности и доходности инвестирования средств. Ни то, ни другое, по их мнению, не обеспечивается. Подобные утверждения плохо соотносятся с фактическими показателями и не учитывают тех кризисных ситуаций на финансовых рынках, с которыми столкнулись фонды при инвестировании средств. Случаи финансовых потерь, которые фонды восполнили за счет собственных средств, или недобросовестные действия отдельных участников легли в основу практического опыта, который и участники рынка, и регулирующий орган обратили в реальные действия по качественным преобразованиям рынка.

За два года «моратория», когда передача средств между фондами была приостановлена, Банку России удалось не только повысить прозрачность рынка за счет требования реорганизации НПФ в акционерные общества с раскрытием структуры собственности, которая у некоммерческого фонда оставалась неясной, но и — главное — создать систему гарантирования прав застрахованных лиц на базе государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц — обязательное условие для фонда, желающего продолжить работу со средствами пенсионных накоплений. Рассмотрение Банком России ходатайства фонда о включении в систему гарантирования предполагает обязательную проверку кандидата на предмет соответствия деятельности требованиям законодательства, в том числе критериям в части достаточности собственных средств фонда и качества портфелей активов, в которые вложены средства пенсионных накоплений. Среди прочих требований регулятора отдельным пунктом следует создание системы управления рисками, связанными с инвестиционной деятельностью НПФ. На сегодня только 26 из более чем ста фондов стали участниками системы гарантирования, в них сосредоточено 85% средств пенсионных накоплений, переданных застрахованными лицами в НПФ. Фонды, которые не пройдут проверку или не подадут ходатайство о включении в систему до конца 2015 года, будут вынуждены отказаться от работы с пенсионными накоплениями. Усилия регулятора нашли поддержку со стороны рынка, крупные игроки заинтересованы в формировании благоприятной среды и уходе слабых игроков, действия которых негативно влияют на отрасль.

Но все затраченные усилия пошли бы прахом, если бы было принято недальновидное и реакционное решение об отмене накопительного компонента, что стало бы мощным ударом по доверию граждан к пенсионной системе в целом и рынку НПФ в частности. Утрата этого доверия имела бы самые серьезные последствия, и любые последующие попытки вернуться к диалогу по вопросам реформирования и создания иной, «много лучшей», системы пенсионного обеспечения были бы восприняты как неудачная шутка.

Негосударственные пенсионные фонды, заручившись поддержкой правительства и получив вотум доверия со стороны регулятора, готовы к сотрудничеству. Создать достаточные стимулы и привлекательные направления для инвестирования пенсионных средств — следующий шаг на пути развития отрасли. И речь идет не только о расширении списка разрешенных инструментов, но и о взаимодействии при участии фондов в инвестиционных проектах, в том числе в части предоставления государственных гарантий.

Фонды надеются, что за решением о сохранении накопительного компонента последует возобновление отчислений на накопительную пенсию. Ожидаемый размер трансферта в бюджет ПФР в связи с возобновлением отчислений на накопительную часть оценивается в 350 млрд рублей. И, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, объем средств, сформированный за три года, может достичь 1,1 трлн рублей.

Значительность сумм подталкивает фонды вести активную работу по информированию населения о другом, менее заметном нововведении, которое было принято в конце прошлого года: право выбрать тариф отчислений тем, кто еще не обратился с заявлением о выборе порядка формирования средств пенсионных накоплений, предоставлено до 31 декабря 2015 г.

В настоящий момент более половины россиян (52%) уже сделали выбор в пользу накопительной пенсии, прислушавшись к доводам защитников накопительного компонента. В пользу выбора накопительной пенсии против страховой говорят следующие факты: в рублях, наследуется, просто рассчитывается.

Гражданин вправе формировать накопительную пенсию при участии ПФР, частной управляющей компании или доверить ее формирование НПФ. В пользу выбора негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию против расширенного портфеля Внешэкономбанка (ВЭБ) свидетельствует самый главный критерий: доходность.

НПФ через доверительных управляющих инвестирует средства пенсионных накоплений в расширенный перечень финансовых инструментов, в то время как ВЭБ инвестирует в основном в ГКО—ОФЗ.

При этом негосударственный пенсионный фонд обеспечивает дополнительную диверсификацию за счет сотрудничества с несколькими управляющими компаниями. Важным для многих людей, столкнувшихся с очередями и сдержанной заинтересованностью представителей Пенсионного фонда России, является и клиентоориентированный подход, формируемый в НПФ в рамках борьбы за клиентов.

Несмотря на принципиальное решение правительства, судьба накопительного компонента во многом зависит от последующих шагов всех заинтересованных сторон. По мнению экспертов ОСАО «Ингосстрах», от сотрудничества рынка с регулятором, которое планируется развивать, выиграют все, в первую очередь застрахованные лица, потребители финансовых услуг. Негосударственные пенсионные фонды совместно с экономическим блоком и Банком России должны придать должный инвестиционный образ пенсионным накоплениям, а гражданам — помочь активнее использовать предоставленные им права. С другой стороны, сложные условия и сохраняющаяся неопределенность должны стимулировать всех участников процесса к плодотворной деятельности с максимальной отдачей.

Консультация онлайн   или по телефону: 8 800 775-72-35